Перу
В нескольких километрах от побережья в заливе бухты Писко на территории Национального заповедника Паракас находится одно из самых больших и самых загадочных изображений в Южной Америке - Канделябр. Назван он так потому, что напоминает подсвечник. Есть еще одно название - Трезубец и совсем малоупоминаемое название - Три креста, о нем немного ниже.


1.
Канделябр связывают с фигурами Наска, тем более, что он указывает направление в сторону этого плато и также, как рисунки Наска, лучше виден с воздуха, чем с моря.


Канделябр вырыт в песках (не выбит в скалах), но на протяжении многих веков не изменился и остался совершенно целым. Размеры его 128м в высоту и 78м в ширину ( а по некоторым данным высота около 200м - почему такие разночтения, непонятно, ведь Канделябр находится в очень доступном месте и измерить его не составляет большого труда).
Ширина линий, из которых состоит рисунок, от 3х до 5и метров. Глубина от 1 до 1,2м, в некоторых местах к сегодняшнему дню глубина осталась около 30см. Прямоугольник размером 20мх14м, в середине кратер. Наклон к уровню моря 40 градусов.


В песке вокруг Канделябра можно найти бело-желтые кристаллы, распространенные в зоне Паракаса. Ученые предполагают, что тысячу лет назад Канделябр сиял как серебряный . "Нарисован" этот подсвечник был ориентировочно (но дата не установлена еще) в 200 г.г. до н.э., задолго до завоевания Перу испанцами, но позже линий Наски. Вокруг Канделябра только пески и океан, постоянные ветра с океана и песчаные бури.
2.
Для кого или для чего в таком месте была "нарисована" такая огромная фигура? И каким образом эти "канавки"-линии не занесло песком за тысячелетия - большой вопрос, на который нет ответа. Есть гипотеза, что "канавы" как бы отталкивают песок и поэтому они до сих пор не засыпались . Но тогда возникает вопрос о "механизме отталкивания песка" и каким образом он действует? Кто в те очень далекие времена смог такое осуществить? И с какой целью это было сделано на века?
Фотография 1940г.

Нет аргументированного объяснения, как и почему до сих он сохранился. Есть предположения, версии, но ни одна из них не нашла ни малейшего подтверждения. Хотя историки, этнографы, археологи и даже физики пытаются найти разгадку, но пока безуспешно.
Итак, какие же основные версии существуют на сегодняшний день?
Когда-то очень давно появилась версия, что Канделябр вырыл в песках "падре Гватемала" - испанский монах фрай Рамон Рохас, находящийся в Перу в ссылке и занимающийся религиозным просвещением аборигенов. И эту фигуру он "нарисовал" как типа "послание потомкам", отсюда и одно из названий - "Три креста". Но эта версия не выдерживает потому, что Канделябр появился значительно раньше испанцев. Но даже если допустить, что датировка ошибочна, то возникает вопрос: каким образом сумел произвести такую огромную работу этот монах (хоть и с помощью последователей) и нигде затем не упомянуть о своем подвиге?!! Об этом Канделябре нет упоминаний в испанских летописях.
3.
Следующая версия: морская. Например, Эдуардо Гарсиа Морено, автор книжки «Кодекс пиратов», утверждал, что Канделябр - это знак, который оставили флибустьеры, бороздившие эти моря, нападавшие на испанские каравеллы и грабившие прибрежные города, а в этих местах пираты будто бы укрывались от преследования . Есть другое мнение, что Канделябр служит ориентиром и предупреждением для иностранных моревателей, которые достигали так называемого Бокерона - зоны между горой с Канделябром и расположенными напротив нее островками; место это исстари слыло опасным, так как море здесь постоянно волнуется из-за сильных ветров, которые местные жители окрестили словом «паракас» - по названию расположенного по близости полуострова. Однако сторонники такой точки зрения затрудняются сказать, кто же «нарисовал» фигуру на склоне песчаной горы. Есть еще версия, что Канделябр "нарисовали" местные рыбаки, чтобы по нему ориентироваться в море. Версия тоже не очень убедительная, особенно по сравнению с более эффективным и менее трудоемким строительством маяка. Не говоря уже о том, что указывает Канделябр в сторону плато Наска. А зачем рыбакам Наска?:)
4.
5.
Есть вариант, что Канделябр - это ритуальный знак либо астрономический календарь. Но если так, то каким образом древние люди поклонялись этому знаку, ведь он виден только с моря или с неба? А если это календарь, то что означает эта фигура и каким образом по нему можно определить хотя бы дни солнцестояния ? Кстати, этой теории придерживалась немецкая исследовательница Мария Райхе, но она не смогла дать никакого объяснения.


Самая убедительная версия все же мне кажется та, которая связывает Канделябр с рисунками Наска. Но в этом случае нельзя не вспомнить Деникена и его последователей. Никаких других более интересных и логически связных версий пока озвучено не было.Зато процветает туризм и с каждым годом желающих увидеть своими глазами эту фигуру становится больше.
Мне показалось, что Канделябр - это лишь часть большого рисунка. Если сравнивать фотографии 1940г. и современные с воздуха, видны еще линии, образующие некую фигуру, внутри которой находится Канделябр. Даже если это так, она мало что объясняет с происхождением Канделябра, но в Перу огромное количество рисунков, которые до сих пор открываются и находятся все новые. В том же Паракасе есть еще рисунки
- консультация по туру