Мальта
Российские рыцари Мальтийского ордена

Российско-мальтийские связи занимают особую страницу в истории и России, и Мальты. Первые официальные документы, в которых упоминаются российско-мальтийские отношения, относятся к эпохе Петра 1. Россия в то время стремилась прочно обосноваться на Черном море, которое имело незамерзающие порты и давало выход к мировым морским путям. Этим устремлениям России активно противодействовала Турция. Россия, естественно, искала союзников. Ими могли стать рыцари Мальтийского ордена, - достаточно влиятельная в то время сила на Средиземном море.
В 1697 году Петр 1 дает поручение боярину Борису Петровичу Шереметьеву посетить Мальту. Боярин был должным образом принят Великим Магистром Раманом де Перелос и Роккафулл и был удостоен креста Святого Иоанна Иерусалимского на золотой цепи, украшенного бриллиантами. Таким образом, боярин, а впоследствии – граф Борис Петрович Шереметьев, стал первым русским кавалером Ордена. И, хотя официальные постоянные дипломатические отношения между Мальтой и Россией не были установлены, с этого времени Великие Магистры Ордена стали извещать российских императоров и императриц о своем вступлении в звание специальными грамотами и поздравлять русских царей с восшествием на престол.
Российско-мальтийские связи оживились при Екатерине II, в том числе и в связи с русско-турецкой войной. При Екатерине II Россия разгромила турок, уничтожила страшные турецкие центры работорговли в Кафе, Анапе и более мелкие, в других местах, и прочно обосновалась на Черном море. Рост могущества и авторитета России был адекватно воспринят рыцарями Ордена. В лице христианской России Орден видел сильного и надежного союзника в выполнении своих главных целей и задач, ради которых Орден и был создан – распространению христианства и христианских духовных ценностей, благотворительности, защите христианской веры и помощи всем нуждающимся.
Политическая и нравственная обстановка в Европе в то время была не самой лучшей. Европа была раздираема междоусобицами. Жадность, коррупция и безмерное властолюбие поразили все высшие слои европейского общества, вплоть до римского престола. Как следствие, назревала революция. Всякая революция – это море насилия и реки крови. Революционный дух, дух зла и разрушения находился в прямом противоречии с Духом Ордена рыцарей веры Христовой - Духом любви, сострадания, взаимопомощи, благотворительности. Европа остро нуждалась в нравственном обновлении в Духе христианских ценностей.
После смерти Екатерины II, на Всероссийский престол взошел Павел I. В известном художественном фильме «Бедный, бедный Павел…» император представлен как психически больной человек, к тому же ретроград, не способный понять «дух времени», дух «свободы» и революции. Его зверское растерзание толпой заговорщиков, руководимой бессовестным царедворцем либералом Паленым, трактуется в фильме как неизбежное зло во спасение России, а сам организатор убийства прибалтийский немец Пален представлен как бескорыстный патриот России. Клеветали на Императора Павла I при жизни, клевещут и до сих пор, сто пятьдесят лет спустя после его убийства. Крупный "вклад" в клеветнические измышления о Павле I сделал в свое время Д. Мережковский, по книге которого поставлен фильм. «Надежды масонов, что Павел будет послушным орудием масонства, не оправдались. Это то и послужило впоследствии главной причиной его трагической гибели и клевете на него при жизни и после его смерти» - пишет историк русского масонства Б.Башилов. Так это или нет, пусть судят историки…
Но мы не о русских масонах, а о русских рыцарях. Поэтому взглянем на личность Павла I глазами беспристрастного историка Ключевского, который, в частности, писал по поводу Мережковского, что «правда ему не дорога» и, далее: "Мастерски оперируя светом и тенью, замалчивая направленные ко благу народа мероприятия Павла Первого, его глубокую, искреннюю религиозность и благородную рыцарственность, он ярко освещает дефекты его вполне понятной в той обстановке нервозности. В результате - трагический паяц, при взгляде на которого волосы встают дыбом".
Что касается нравственных устоев Павла Первого, то они были неколебимы. Он боготворил дисциплину и порядок, сам был образцом в этом, стремился быть справедливым и блюсти законность. Был честен и привержен строгим нормам семейной морали. Не случайно некоторые историки одной из определяющих черт личности и даже его идейных воззрений считали поставленное во главу всей жизни рыцарское понятие о чести. Кроме того, большинство историков в наше время утверждают, что Павел I был самым образованным среди русских государей XVIII столетия.
Такой человек не мог не привлечь внимания рыцарей Ордена, поскольку был близок по духу их устремлениям и духовным ценностям. Павел 1 тоже видел в рыцарях Ордена своих духовных братьев. Сближение было естественным и неизбежным. Уже через два месяца после восшествия на престол Павла 1, между Россией и Орденом Святого Иоанна было заключено соглашение, по которому Великое Приорство Польское влилось в состав вновь образуемого Великого Приорства Российского. Отныне Великий Приорат Российский вошел в Орден, наряду с Приоратами других европейских стран. Граф Джулио де Лида был назначен чрезвычайным послом Ордена в России и 7 августа 1797г прибыл в Петербург. Вместе с ратификационной грамотой де Лида передал императору письма от рыцарей госпитальеров с официальной просьбой стать их покровителем. Павел 1 принял это предложение и с 20 ноября 1797г носил титул «Протектор Ордена».
Тем временем события в Европе развивались стремительно. Наполеон покоряет Италию и в 1798г высаживается на Мальту. Слабовольный 69-й глава Ордена позволил Наполеону захватить остров, хотя у рыцарей было достаточно возможностей для активного сопротивления интервентам. После захвата острова Наполеоном, начинается массовое изгнание рыцарей с Мальты и возникает реальная угроза ликвидации Ордена. После сложения полномочий главы Ордена, все рыцари объединились для продолжения деятельности Ордена и, лишенные собственной территории, нашли прибежище в России. Император Павел 1 проявлял большую заботу о рыцарях Ордена, как в России, так и при всех европейских императорских дворах.
Рыцари Ордена ответили Павлу 1 высоким доверием. На общем совете они постановили принять хартию о провозглашении Российского императора Великим Магистром Ордена. После торжественной церемонии, Павел 1 был избран 70-м Великим Магистром Ордена ионитов 27 октября 1798г. Хотя Павел 1 не был католиком, папа Пий VI в специальном письме дал свое благословение его избранию. Павел 1 пожаловал Ордену один из прекрасных дворцов Санкт-Петербурга, которой с того времени стал называться «Замком мальтийских рыцарей». В нем разместились канцелярия, казна ордена, апартаменты для сановников и католическая церковь во имя Св. Иоанна Крестителя.
Павел I считал своей первейшей обязанностью вернуть остров Мальту рыцарям. С этой целью эскадра адмирала Ф.Ф. Ушакова соединилась в Средиземноморье с английской и неаполитанской эскадрами и установила жесткую блокаду острова. Однако, из-за двойственной политики Англии, блокада велась союзниками небрежно и Франция удерживала остров еще очень долго.

Тогда Павел I приказал адмиралу Ф.Ф. Ушакову прекратить участие в блокаде и направиться к острову Корфу, где, как известно, русскими моряками затем была осуществлена неслыханная до того времени военная операция взятия островной крепости силами морской эскадры (20 февраля 1799г.). После разрыва отношений с Англией Павел I начал подготовку к войне с ней. Однако, его убийство 11 марта 1799 г., в осуществлении которого закулисную организующую роль играл Уинтворт, посол Англии в России, не позволило осуществиться этому плану.
Одновременно с католическим, Павел 1 основал и второй Великий Российский Приорат для русских дворян православного вероисповедания. Специальным указом Павел 1 подтвердил наследование рыцарских званий и прав, ранее дарованных членам Ордена. Орден ионитов находился в России вплоть до начала ХХ века. Независимое Великое Приорство Российское упоминается в энциклопедическом словаре В.Майна, вышедшем в 1897г. По данным де ла Бриера, также относящимся к концу ХIХ века, в России действовал Орден Мальтийских рыцарей, не связанный с рыцарями католиками.
Однако уже во второй половине ХIХ века большинство рыцарей Ордена стали склоняться к мысли, что только Соединенные Штаты Америки могут стать хорошим плацдармом для их внеполитических идеалов. В обстановке христианского единства, которое выше национальных, языковых и культурных различий, члены братства приняли решение о переносе Ордена в США. Инициатором возрождения Ордена на новом месте стал Уильям Лемб, прямой потомок генерал Командора Ивана Лемба, которого император Павел I назначил Главным Хранителем Ордена. В 1880г Уильям Лемб начал отбор достойных людей, для осуществления намеченного плана. В 1890г был создан рабочий комитет из 100 человек и план вступил в фазу практической реализации. Регулярные собрания членов Ордена на новом месте начинаются с января 1908г.
В одном из протоколов первых собраний зафиксированы слова У.Лемба о преемственности и продолжении деятельности Ордена в русле унификаций, проведенных 70 Великим Магистром императором Павлом I. В частности, читаем: «Мы подразумеваем, что Орден будет открыт для членства достойным кандидатам, придерживающихся всех признанных христианских вероисповеданий». Иными словами декларируется общехристианский межконфессиональный характер Ордена.
На новом месте Орден успешно развивался, и возросшие масштабы его деятельности потребовали возрождения титула Великого магистра. Им стал прямой потомок 70-го Великого магистра, Великий князь Александр Михайлович. В своей речи на процедуре возведение в звание, Великий князь заверил рыцарей Ордена в том, что будет вести дела Ордена в строгом соответствии с традициями своего предка и предшественника на посту главы Ордена, императора Павла I. Великий князь Александр – 71 Великий Магистр Ордена – исполнял обязанности главы Ордена до своей кончины 25 февраля 1933г.
После революции 1917г Российский Приорат прекратил свое существование. Решение о воссоздании Российской Приории было принято в 1991 году, а в 1992 был зарегистрирован «Устав Российской Приории Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского». Решением Верховного Совета Ордена Российской Приории было возвращено ее историческое название – Великое Приорство Российское Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского и внесены изменения в Устав Российской Приории в связи с изменением ее статуса.
- консультация по туру