Израиль
Неизвестный Израиль Рош-Ханикра
В районе ливанской границы горы вплотную подступают к морю и отвесно обрываются вниз, обнажая белую известняковую породу, очень напоминая дуврские скалы в Великобритании. Белая скала Рош-Ханикры видна даже из Хайфы, находящейся почти за 40 км отсюда. Граница с Ливаном формально проходит по гребню горы, но фактически по ту сторону забора, вдоль всей линии границы, размещены более 6 тысяч наблюдателей ООН, а собственно ливанская власть начитается только в 10-15 км севернее границы. Со дня образования Израиля эта граница была ничем иным, как линией огня. Между Израилем и Ливаном нет ни одного действующего пропускного пункта, ни один турист не пересек границу за 57 лет существования Израиля. Тем не менее, Рош-Ханикру (с ливанской стороны пограничный пост называется “Накура”) все привычно называют “границей” и это место даже превратилось в местную достопримечательность, куда приезжают семьями на отдых и фотографируются на фоне указателя “Бейрут – 120 км”. Израильские отцы семейств рассказывают детишкам о том, как в ранней молодости посещали соседнее государство на танках в 1978 году и в 1982. И обязательно с надеждой добавляют, что, возможно, когда-нибудь станет возможным побывать там и в роли туриста.
Вторая достопримечательность Рош-Ханикры это гроты, пронизанные лабиринтами и расселинами, заполненные морской водой и образовавшиеся вследствие как геологических, так и биологических процессов, а также в результате непрерывного воздействия морских волн на мягкую породу скалы. Туда опускаются на фуникулере, прямо от пограничного КПП.
В период британского мандата сквозь скалу был проложен тоннель, сквозь который пролегла автодорога и железнодорожная линия, фактически связывающая Египет с Европой через Палестину. Эта дорога – единственный сухопутный путь в Африку. В 1942 году были пущены первые поезда, именно по этой железной дороге британцы доставляли в Африку боеприпасы и снаряжение для сдерживания натиска Роммеля. Уже после войны, в 1947 году был запланирован запуск первого пассажирского поезда из Европы в Африку, но этому не суждено было свершиться.
Началась война за независимость, в Галилее развернулись полномасштабные бои между еврейскими поселенцам и арабами, англичане неуверенно пытались наводить порядок, но очень скоро поняли, что дни их владычества в Палестине сочтены и передали вопрос в Лигу Наций. Тем временем, 14 марта 1948 года, еврейская диверсионная группа “Хагана” прорвалась к Рош-Ханикре и взорвала тоннель и мост, опасаясь того, что сразу после ухода англичан, арабы попытаются воспользоваться этой дорогой с целью доставки боеприпасов и тяжелой техники. В целом блокирование приморской дороги было более, чем оправдано. В Ливане ожидали отправки в Палестину сотни танков и бронемашин и первый же поезд мог покрыть путь от Бейрута до Палестины за каких-нибудь 3 часа. Теперь же положение арабов было осложнено, ибо их воинские части остались без подкрепления и вскоре были уничтожены.

Метула – самая северная точка Израиля Курортное местечко Метула, известное заповедником с водопадами Нахаль-Аюн, крупным центром отдыха “Canada center” и…неизменной границей с Ливаном, на фоне которой любят фотографироваться, но, как и в случае с Рош-Ханикра, эту границу еще не пересек ни один турист. Тем не менее, через Метулу в Израиль проходят ливанские христиане, работающие на стройках и плантациях близлежащих израильских городов и кибуцев. С учетом повальной нищеты в южном Ливане, для тысяч ливанцев заработок в $1000 и больше в соседнем Израиле является неплохим средством к существованию. Но сия “льгота” дана лишь христианскому анклаву Мардж-Аюн, жители которого сотрудничали с израильскими властями в период нахождения там израильской армии с 1982 по 2000 год. А самое интересное место Метулы – это, конечно же, водопады Нахаль-Аюн. Одноименная речка является одним из притоков Иордана, а ее истоки расположены в южном Ливане. Туристическая тропа, протяженностью в 3 километра, охватывает сразу несколько живописных водопадов и пещер.

Бывшая сирийская таможня Севернее озера Кинерет, в 2 км к востоку от реки Иордан, расположен комплекс административных зданий сирийской таможни. Здания порядком повреждены в ходе боев, имевших место в 1967 году, когда Израиль захватил Голанские высоты у Сирии, и отодвинул границу на 25 км к востоку. В настоящее время это место по периметру обнесено забором с табличками “Осторожно – мины!”. Аккуратно ступая по камням, словно идя сквозь болото, можно пройти в здание. Ход времени здесь словно остановился сорок лет назад. Коридоры и комнаты, усеянные сантиметровым слоем нанесенной пыли и песка, трава, проросшая сквозь кафель, обломки мебели, арабские надписи на стенах. В одной из комнат на втором этаже – горы отстрелянных гильз советского производства калибра 7,62 и здесь же метровая дыра от прямого попадания танкового снаряда. Вся комната в копоти, штукатурка испещрена сотнями выбоин от взрыва. Обломки снаряда разбросаны прямо под ногами. Однако, сейчас все это - достояние истории.
Во дворе таможни брошенная военная техника советского производства: старый разбитый автобус ГАЗ, искореженный “Уазик”, напоминающий решето из-за количества дыр на нем, танк Т-55 без башни. Во время войны этот участок оказался вдали от основных боевых действий. Район таможни был настолько серьезно укреплен сирийцами, что израильтяне изначально приняли решение не брать его фронтально, дабы избежать крупных потерь. Вместо этого основной удар по сирийским позициям пришелся на Гур-эль-Аскар, что в 20 км севернее, у подножия горы Хермон. После этого израильтяне выдвинулись к сирийскому форпосту в Кела – там располагался самый мощный укрепрайон, который, тем не менее, был взят на второй день боев. С захватом Кела сирийская оборона была взломана и израильские танки оказались глубоко в тылу противника. Сирийское командование, поняв, что война проиграна, тем не менее, отдало приказ войскам держаться до конца. Но сирийские командиры на местах, осознав, что чиновники из Дамаска отдали их жизни на милость Аллаха, а противник вот-вот зайдет с тыла, решили, что разумнее будет оставить позиции и отступить, пока это возможно. Отсюда и огромное количество брошенной сирийцами военной техники, практически без боя захваченной израильтянами.

Железная дорога Хайфа - Дамаск Бездействующая ныне железнодорожная линия петляет в глубине каньона реки Ярмук, где сходятся границы Израиля, Иордании и Сирии. До 1948 года по этой линии следовали поезда не только из Дамаска в Хайфу, но даже из Стамбула в Каир. В настоящее время возобновление железнодорожного сообщения не прогнозируют даже самые крупные оптимисты. Линия в нынешнем ее состоянии представляет собой десятки километров ржавых рельсов, несколько железнодорожных мостов, взорванных во время войны, колючая проволока, замурованные тоннели и шумящая далеко внизу река. И жаль, ведь подобный маршрут мог бы стать чрезвычайно привлекательным для миллионов туристов. Чего стоят одни только названия станций: Стамбул, Алеппо, Дамаск, Иерусалим и Каир.
- консультация по туру