Египет
САККАРА. САМЫЙ БОЛЬШОЙ НЕКРОПОЛЬ В ЕГИПТЕ
САККАРА
Некрополь в Саккара, протянувшийся на 8 км, — самый большой в Египте. Он также самый значительный в историческом отношении, так как здесь представлены все основные династии: от Первой — до эпохи Птолемеев и правления персов. Покровителем этого некрополя был бог Сокар, именем которого названа эта местность и который часто изображался в зеленой одежде с головой ястреба. В центре некрополя возвышается погребальный ансамбль Зосера — основателя III династии, огромная ступенчатая пирамида которого доминирует над всей цитаделью; ее окружают другие пирамиды и мастабы — свидетели разных эпох. Чтобы лучше понять значение и самобытность этой ступенчатой пирамиды, нужно сначала сказать о мастабах, что значит по-арабски "скамья".
Мастаба — это могила аристократа или царского сановника. Она имеет форму прямоугольника со слегка наклонными стенами. Зосер был первым правителем, поручившим зодчему сооружение грандиозного заупокойного монумента. Таким образом, Имхотеп (его имя, написанное иероглифами, было найдено у основания статуи Зосера) стал первым известным в истории архитектором, а его гениальное произведение — первой в мире погребальной пирамидой.
Им хотел был также Великим жрецом и знаменитым медиком, на столько гениальным, что две тысячи лет спустя греки обожествили его под именем Асклепия. В чем заключалось изобретение Имхотепа? Он всего лишь построил большую мастабу, которую надстроил четырехступенчатой пирамидой. Затем он пристроил с западной стороны мастабы завершающую шестиступенчатую пирамиду: несколько веков спустя шумеры усовершенствовали этот тип конструкции с помощью зиккурата (гигантской культовой башни).
К югу от ступенчатой пирамиды расположена Пирамида Унаса - последнего фараона V династии. Главная ценность «того небольшого монумента (со стороной менее 60 м), который был разрушен в 20Ш году до нэ — в сохранившейся большой части "Текста пирамид", представляющего собой первый сборник религиозных магических текстов, написанных в эпоху Древнего царства, которые обеспечивали покойному фараону покровительство в загробном мире Иероглифические надписи зеленого цвета начинаются в коридоре и покрывают все четыре стены погребальной камеры.
Пирамида Зосера, высотой 62,5 м, была первоначально облицована полированным камнем, от которого сегодня не осталось и следа. Рядом с пирамидой видны руины "Южного дома , от которого остались лишь две колонны с каннелюрами — своеобразное предвосхищение дорических колонн. Они асимметрично обрамляют вход, увенчанный великолепным горизонтальным фризом с изображением священных узлов — покровителей будущего (фриз Хекерна).
Мастабы
Мастабы — могилы аристократов и сановников — были построены подобно домам, которые умершие занимали при жизни. Саккарский некрополь включает значительное число мастаб, и многие из них примечательны своей красотой и изяществом отделки.
Так мастабу Йебет (V династия) характеризует довольно редкий декор, украшающий вторую комнату. В одном из персонажей дворцового гарема, то есть помещения для женщин, можно узнать царицу, нюхающую цветок во время подношения даров.
Ма-стаба визиря Унеферта относится к VI династии. На одной из стен у входа можно видеть изображение пожилого визиря, направляющегося в глубь гробницы.
Мастаба принцессы Идут состоит из 10 комнат, пять из которых имеют исключительно интересный декор. Сцена представляет двух писцов, сидящих за работой. Художник позаботился изобразить пеналы, чернильницы и две запасные кисточки, которые писец, изображенный слева, держит за ухом.
В мастабе Каджемми находим сцены повседневной жизни, выразительные и жизнерадостные. Изображение раба, насыпающего зерно в птичник, или группы танцующих девушек-акробаток представляют собой совершенное чудо.
На другой стороне некрополя можно видеть мастабу Птах-Хо-тепа — важного государственного сановника, разделившего гробницу со своим сыном Аху-Хоте-пом. Эта мастаба была открыта французским археологом Огю-стом Мариэттом, прибывшим в Египет в 1850 году. Великолепные барельефы гробницы, которые можно отнести к Анхен-Птаху, подробнейшим образом рассказывают нам о повседневных сторонах жизни Древнего Египта: рабы, несущие дары, или лодочники," которые гребут изящными движениями танцоров.
Мастаба Мереруки, самая сложная из всех, открыта в 1893 году. Она состоит из трех частей, предназначенных: одна — главе семьи, которого еще звали Мери или Мера, другая — его супруге принцессе Уатет-Хетхор, бывшей одновременно жрицей Хатхор, и последняя — их детям. Такие ма-стабы строились для сановников ранга Мереруки, занимавшего различные должности при VI династии. Сцена охоты и рыбной ловли, где по всему пространству свободно и с большой фантазией разбросаны растения и животные, отличается большой оригинальностью.
И, наконец, мастаба Ти, законченная уже к 2600 году до н.э., когда Хеопс только собирался строить свою большую пирамиду, — возможно, самая красивая во всем заупокойном ансамбле. Ти, муж принцессы Нефр-Хотеп, жил при V династии. Надписи, выгравированные в его гробнице, называют его руководителем всех работ фараона, незаменимым другом, хранителем тайн и управляющим пирамидами. Барельефы этой мастабы, выполненные на высоком художественном уровне, прекрасно скомпонованные, считаются одними из лучших в Древнем царстве. Особенно замечательна процессия женщин, с изяществом несущих на головах высокие корзины.
- консультация по туру