Египет
САККАРА. САМЫЙ БОЛЬШОЙ НЕКРОПОЛЬ В ЕГИПТЕ
САККАРА

Некрополь в Саккара, протянув­шийся на 8 км, — самый большой в Египте. Он также самый зна­чительный в историческом отно­шении, так как здесь представ­лены все основные династии: от Первой — до эпохи Птолемеев и правления персов. Покровителем этого некрополя был бог Сокар, именем которого названа эта местность и который часто изображался в зеленой одежде с головой ястреба. В центре некрополя возвышается погребальный ансамбль Зосера — основателя III династии, огромная ступенчатая пирамида которого доминирует над всей цитаделью; ее окружают другие пирамиды и мастабы — свидетели разных эпох. Чтобы лучше понять зна­чение и самобытность этой сту­пенчатой пирамиды, нужно сна­чала сказать о мастабах, что зна­чит по-арабски "скамья".

Мастаба — это могила аристократа или царского сановника. Она имеет форму прямоугольника со слегка наклонными стенами. Зосер был первым правителем, поручившим зодчему сооружение грандиозно­го заупокойного монумента. Та­ким образом, Имхотеп (его имя, написанное иероглифами, было найдено у основания статуи Зо­сера) стал первым известным в истории архитектором, а его ге­ниальное произведение — первой в мире погребальной пирамидой.

Им хотел был также Великим жре­цом и знаменитым медиком, на столько гениальным, что две тысячи лет спустя греки обожест­вили его под именем Асклепия. В чем заключалось изобретение Имхотепа? Он всего лишь по­строил большую мастабу, кото­рую надстроил четырехступенча­той пирамидой. Затем он при­строил с западной стороны мастабы завершающую шестиступенчатую пирамиду: несколько веков спустя шумеры усовершен­ствовали этот тип конструкции с помощью зиккурата (гигантской культовой башни).

К югу от ступенчатой пирамиды расположена Пира­мида Унаса - последнего фараона V династии. Главная ценность «того небольшого монумента (со стороной менее 60 м), который был разрушен в 20Ш году до нэ — в сохранившейся большой части "Текста пирамид", представляющего собой первый сборник религиозных магических текстов, написанных в эпоху Древнего царства, которые обеспечивали покойному фараону покровительство в загробном ми­ре Иероглифические надписи зеленого цвета начи­наются в коридоре и покрывают все четыре стены погребальной камеры.

Пирамида Зосера, высотой 62,5 м, была пер­воначально облицована полиро­ванным камнем, от которого се­годня не осталось и следа. Рядом с пирамидой видны руины "Южного дома , от ко­торого остались лишь две колонны с каннелюрами — своеобразное предвосхищение дорических колонн. Они асимметрично обрамляют вход, увенчанный ве­ликолепным горизонтальным фризом с изображением священных узлов — покровителей будущего (фриз Хекерна).

Мастабы
Мастабы — могилы аристократов и санов­ников — были построены подобно домам, которые умершие занима­ли при жизни. Саккарский не­крополь включает значительное число мастаб, и многие из них примечательны своей красотой и изяществом отделки.
Так мастабу Йебет (V династия) характеризует довольно редкий декор, украшающий вторую ком­нату. В одном из персонажей дворцового гарема, то есть по­мещения для женщин, можно уз­нать царицу, нюхающую цветок во время подношения даров.
Ма-стаба визиря Унеферта относит­ся к VI династии. На одной из стен у входа можно видеть изо­бражение пожилого визиря, на­правляющегося в глубь гробницы.
Мастаба принцессы Идут состо­ит из 10 комнат, пять из которых имеют исключительно интерес­ный декор. Сцена представляет двух писцов, сидящих за работой. Художник позаботился изобра­зить пеналы, чернильницы и две запасные кисточки, которые пи­сец, изображенный слева, держит за ухом.
В мастабе Каджемми находим сцены повседневной жизни, вы­разительные и жизнерадостные. Изображение раба, насыпающего зерно в птичник, или группы тан­цующих девушек-акробаток пред­ставляют собой совершенное чу­до.
На другой стороне некрополя можно видеть мастабу Птах-Хо-тепа — важного государственно­го сановника, разделившего гроб­ницу со своим сыном Аху-Хоте-пом. Эта мастаба была открыта французским археологом Огю-стом Мариэттом, прибывшим в Египет в 1850 году. Великолепные барельефы гробницы, которые можно отнести к Анхен-Птаху, подробнейшим образом рассказы­вают нам о повседневных сторо­нах жизни Древнего Египта: рабы, несущие дары, или лодочники," которые гребут изящными дви­жениями танцоров.
Мастаба Мереруки, самая слож­ная из всех, открыта в 1893 году. Она состоит из трех частей, пред­назначенных: одна — главе семьи, которого еще звали Мери или Мера, другая — его супруге прин­цессе Уатет-Хетхор, бывшей од­новременно жрицей Хатхор, и по­следняя — их детям. Такие ма-стабы строились для сановников ранга Мереруки, занимавшего раз­личные должности при VI дина­стии. Сцена охоты и рыбной ловли, где по всему пространству свободно и с большой фантазией разбросаны растения и животные, отличается большой оригиналь­ностью.

И, наконец, мастаба Ти, законченная уже к 2600 году до н.э., когда Хеопс только собирал­ся строить свою большую пира­миду, — возможно, самая краси­вая во всем заупокойном ансамб­ле. Ти, муж принцессы Нефр-Хотеп, жил при V династии. Надписи, выгравированные в его гробнице, называют его ру­ководителем всех работ фараона, незаменимым другом, хранителем тайн и управляющим пирамидами. Барельефы этой мастабы, выпол­ненные на высоком художествен­ном уровне, прекрасно скомпоно­ванные, считаются одними из луч­ших в Древнем царстве. Особенно замечательна процессия женщин, с изяществом несущих на головах высокие корзины.
- консультация по туру