Беларусь
Костел святых Симеона и Елены (Красный костел)
Одна из достопримечательностей города – костел святых Симеона и Елены, расположенный на площади Независимости, – имеет давнюю и интересную историю. Эта история берет свое начало в конце XIX века, когда минские католики приняли решение о возведении в городе еще одного храма. В то время здесь был всего лишь один костел – бывший иезуитский на Соборной площади. Два католических храма находились в предместьях – на Золотогорском и Кальварийском кладбищах. Между тем процент населения с этим вероисповеданием был достаточно высоким. Дважды, начиная с 1897 года, известные минчане-католики обращались в городскую думу с просьбой дать добро на строительство. В октябре 1903 года в своем постановлении думцы записали: «В случае разрешения соответствующей властью строительства в Минске второго Римско-католического костела отвести под его возведение необходимый для этого участок городской земли на месте бывшего дровяного склада на углу Коломенской и Петербургской улиц (ныне – Свердлова и Ленинградской) или на углу Захарьевской и Трубной (проспект Скорины (Независимости) и улица Берсона), обращая внимание на то, какой из этих участков будет более пригодным для строительства костела». Наконец в марте 1905 года МВД Российской империи официально дало разрешение на возведение католического храма в Минске. Основным кредитором строительства костела пожелал быть помещик Эдвард Войнилович. Вместе с женой Олимпией он решил посвятить его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет.) Проект храма был заказан архитектору Томашу Пояздерскому. Участие в создании этого проекта приняли также зодчие В. Маркони и Г. Гай. Первый камень будущего костела был торжественно освящен ксендзом Михалкевичем в сентябре 1906 года. На площадку стали поступать самые лучшие строительные материалы: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку. Спустя два года крыша храма уже была покрыта черепицей. Внутренней его отделкой занимались скульптор из Варшавы З. Отт и художник Ф. Бруздович. Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня – символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены. Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг – каменная ограда. Пара главных ворот выходила на улицу Захарьевскую. На фронтоне костела в треугольном щите находился герб Войниловичей (сейчас – герб города). С наружной стороны комплекс украсили большие окна-розы, размещенные над входами. Освящение нового костела состоялось 21 ноября 1910 года. Праздник собрал огромное количество людей, причем не только католического вероисповедания. Храм был торжественно освящен ксендзом В.Чечотом, здесь состоялась первая служба. После 1917 года в жизни минских храмов настали тяжелые времена. Не стал исключением и костел Симеона и Елены. В 1923 году он подвергся опустошительному разграблению. Из святыни вынесли мебель, иконы, посуду, часы, чернильницы. Спустя еще девять лет храм и вовсе закрыли. Поначалу его здание занял Государственный польский театр, а затем киностудия «Советская Беларусь». После Великой Отечественной войны костел долгое время оставался закрытым. Затем его помещения вновь были переданы киностудии. В 1975 году здание храма после реконструкции было приспособлено под республиканский клуб кинематографистов – Дом кино. В это же время (70-е годы) комплекс костела получил статус памятника культуры республиканского значения. Возвращение храма Римско-католической конфессии произошло в 1990 году. Спустя шесть лет (1996) кардинал Казимир Свентэк освятил установленную перед ним бронзовую скульптурную композицию (автор – И. Голубев). Она символизирует триумф небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил, издревле считавшийся покровителем Беларуси, пронзает копьем крылатого змея. Сегодня костел Симеона и Елены – не только действующий католический храм, но и интересный памятник архитектуры. Его комплекс заключает в себе черты неоготики и стиля модерн.
- консультация по туру