Азербайджан
Храм огня Атешгях Огонь во все времена играл большую роль в жизни азербайджанцев. Неугасимый, бьющий из-под земли, он вызывал у людей чувство преклонения. Его обожествляли, строили святилища. Одно из таких мест - храм "Атешгях", что означает "Дом огня", "Место огня". Храм огня Атешгях расположен в 30 километрах от центра Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова. Атешгах - храм огня в Сураханах. Нынешний Атешгях построен в XVII-XVIII веках на месте «вечных», неугасимых огней - горящих выходов естественного газа. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, большинство членов которой происходило из Северной Индии и относилось к касте сикхов.
С очень отдаленных времен Баку отмечался в источниках как местность, где горели неугасимые огни. В Сураханы было святилище зороастрийцев- огнепоклонников, которые приезжали сюда на поклонение священному огню. Предполагается, что это первое святилище относится к началу нашей эры. После завоевания арабами Азербайджана и Баку и принятия жителями ислама храм огня зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы, не приняв ислам, вынуждены были уйти в Индию. Дальнейшая история огнепоклонничества продолжается именно там. Сменилось много поколений, прежде чем торговля и Шелковый путь не связали огнепоклонников вновь со святилищем в Сураханах. Поклонение огню в Сураханы возобновилось после XV века в виду развития экономических и культурных связей с Индией. В XVII веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню. Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашеной извести - до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счет пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье - знатного человека или какого-нибудь животного - зависит от кармы - суммы добрых и злых дел.
В начале XIX века храм уже имел тот вид в котором он дошел до нас. Выстроенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре внутреннего двора возвышается четырехугольная ротонда главного храма-алтаря. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – «балахане». Близ храма-святилища находится четырехугольная яма, теперь совершенно заваленная камнями, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне.
В середине XIX века, в связи со смещением земли, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года, когда последний индус, оставшись один, уехал в Индию.
Зороастризм является одной из самых древнейших религий человечества. Основоположником этой религии был Зороастр, или Заратуштра. Он строил свою философию на идее борьбы двух вечных начал - добра и зла. Символом чистоты помыслов и душевных устремлений был священный огонь. Свет, Добро и Справедливость олицетворял Ормузд (Ахурамазда), а Тьму, Зло и Гнет - Ахриман (Анхра-Манью). По религии в этой битве, в конечном счете, должно победить Добро, и активные последователи Ормузда обретут счастье на том свете. Представления о счастье в ином мире, а также грехе и благом поступке свидетельствуют о том, что зороастризм являлся зрелой религией. Эта религия долгое время была господствующей в Азербайджане. Поэтому главные храмы огнепоклонников - зороастрийские - были построены именно здесь в Баку. Как говорил М.Ж.Сэн-Мартен, французский востоковед начала XIX века: «Город Баку издревле почитался не только местным населением, но и персами как священное место ввиду наличия многочисленных источников нефти и свободных выходов на поверхность земли газов, пылавших естественными огнями. Во многих местах эти «вечные» огни поддерживались огнепоклонниками, создававшими целую группу алтарей и храмов огня. Город Баку был превращен своими правителями и их подданными в место служения огню». Древние люди верили, что огонь уничтожает грязь и низость, несет людям чистоту. В 30 километрах от центра Баку, на юго-восточной окраине поселка Сураханы Апшеронского полуострова на месте горящих выходов естественного газа был построен языческий храм огнепоклонников Атешгях, что в переводе означает дом огня, место огня. Ученые склонны считать, что дату его основания можно обозначить III-IV вв. нашей эры. Атешгях поражает своей оригинальностью. Через небольшую арку, расположенную под своеобразной башней, попадаешь во внутренний двор. Посреди двора, выложенного каменными плитами, стоит храм-святилище с центральным алтарем в виде ротонды, открытый со всех сторон. Внутри него пылает негасимый факел. Все сооружение храма, напоминающее караван-сарай, в форме замкнутого пятиугольника, состоит из двадцати шести келий и одной комнаты, лишенных окон, с вмонтированными над входом надписями, которых всего двадцать: из них одна персидская, остальные — индусские. В сооружение также входит четырехугольная яма, для сжигания тел умерших на священном огне, ныне заваленная камнями. В молельнях и жилых кельях собран незамысловатый скарб отшельников. В этом храме происходили молитвенные процессии и жертвоприношения огню. Огнепоклонники предавали пламени священного огня все, что могло помешать победе Добра. Люди молились, чтобы огонь защитил их от врагов и духов. Огонь являлся в их глазах олицетворением жизни во вселенной. «Пусть у тебя потухнет костер» - было самое сильное проклятье в этих местах. В VIII веке нашей эры, после прихода арабов в Страну Огней, здесь стал распространяться ислам, и храмы огнепоклонников пришли в упадок. Атешгях возродился лишь в XVII-XVIII веках, когда по Великому Шелковому Пути в Азербайджан пришли огнепоклонники из Индии, где продолжал сохраняться культ огня: об «Атешгяхе» как о действующем храме огнепоклонников есть упоминания, относящиеся к 1683 году. В 1855 году с наступлением цивилизации здесь был построен первый завод. Естественные огни потухли. "Атешгях" действовал до 1880 года, затем был заброшен: жрец, который следил за храмом, подумал, что бог отвернулся от него, закрыл храм и уехал отсюда. В 1975 году после реставрационных работ храм был открыт для посещения как филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника и получил название Комплекс дворца Ширваншахов. Сейчас это наиболее посещаемый памятник старины, пользующийся большим вниманием туристов. Сюда, как и прежде тянутся представители разных религий. Мусульмане приносят жертвоприношения, индуисты и огнепоклонники молятся. "Атешгях" – уникальный шедевр, национальное достояние, дающий наиболее полное представление о последователях древней религии зороастризма. До сих пор, в храме Атешгях горит священный огонь, разгоняющий своим светом обступившую землю тьму.
- консультация по туру