Эфиопия
Одной из главных достопримечательностей страны является город Лалибэла, бывший в течение долгих столетий религиозным центром и местом паломничества. На его территории находятся 11 храмов, высеченных в скалах. Самый большой из них, храм Христа Спасителя ("Бетэ Мэдхане Алем"), достигает в длину 33,7 метра, в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метра. Наиболее почитаемым из храмов является храм Девы Марии ("Бетэ Марйам"), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Церковь стоит в большом дворе, который с невероятными усилиями был вырублен прямо в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста ("Бетэ Мэскэль"). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы ("Бетэ Дэнагыль"), посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия ("Бетэ Гийоргис"), покровителя эфиопов, грузин и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она сначала была выбита как цельный блок в скале, потом ей придали форму греческого креста, и, наконец, выдолбили внутреннюю часть. Крыша церкви расположена на уровне поверхности земли, сама-же церковь стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.
Скальные церкви Лалибэлы


Церкви были высечены в скалах при исключительно трудных условиях работы - чтобы создать священный город

Город Лалибэла расположен в Центральной Эфиопии. Вначале он назывался Роха, а позже по имени самого значительного царя династии Загуэ был назван Лалибэла. Этому царю легенда приписывает строительство церквей в XII и XIII веках. Вероятно, выемка 100 000 кубических метров камня длилась дольше, чем целая человеческая жизнь. Легенда рассказывает, что при рождении царя вокруг него роились пчелы. Поэтому мать назвала его Лашбэм: "Пчелы признают его величие".





Лалибэла был христианином и энтузиастом. У него бывали видения, и одно из них - о путешествии в Иерусалим. По легенде, он решил создать свой собственный священный город в уединенных горах. Десять церквей были построены на берегах реки, названной теперь Иорданом. Из Иерусалима и Александрии достали искусных каменотесов, подкрепили их местной рабочей силой.




Церковь Святого Георгия сначала была выбита как блок в скале, потом ей придали форму греческого креста, и, наконец, выдолбили внутреннюю часть. Крыша церкви расположена на уровне поверхности земли.




Говорят, будто после смерти Лалибэлы в 1212 году его вдова построила в память о нем одиннадцатую церковь. Если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них. Самая большая, храм Христа Спасителя (Бетэ Мэдхане Алем) в длину 33,7 метра, в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метра. Наиболее почитаемая из них - храм Девы Марии (Бвтэ Марйам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части обернута тканью. В одном из видений Лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.




Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста (Бетэ Мэскэль). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы (Бетэ Дэнагыль), посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия (Бетэ Гийоргис), покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.




Одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей Лалибэлы с XVI века возбуждали непреходящий интерес. Португальский монах Франсиско Альварес дал тогда их описание, где в заключение выразил сомнение в том, что ему кто-либо поверит. Предположительно церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы. Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой. Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери. Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок.
- консультация по туру