Эстония
Железные дороги на островах Железнодорожные линии на островах Сааремаа, Хийумаа, Вормси и Муху уникальны в своем роде, ибо является единственными островными железными дорогами на Балтике. Изначально строилась в 1913 году для укрепления русской линии обороны Таллин - Ханко, блокирующей вход противника в акваторию Финского залива. На каждом из островов были проложены 5-20 километровые отрезки путей, по которым доставлялись боеприпасы и снаряжение к морским фортам. Частично сообщение осуществлялось вагонетками на гужевой тяге, а на островах Сааремаа и Муху - паровозами.
К 1917 году русские войска начали строительство линии от поселка Роомиссаре до Курессааре, административного центра острова Сааремаа. По этой линии предполагалась перевозка боеприпасов, стройматериалов, необходимых для фортификационных работ. Линия брала свое начало во дворе завода Вильденберга. Данный проект так и не был завершен из-за сдачи острова немецким войскам.
Пришедшие на смену русским немцы продолжили укрепление островов, стремясь превратить главный остров, Сааремаа - в морскую крепость. Для улучшения снабжения крепости стройматериалами и боеприпасами было решено создать вокруг Курессааре сеть 600-миллиметровых полевых железных дорог, названных "фельдбанами". Немцы работали ударными темпами и через несколько лет, более 100 километров путей были проложены через острова. Вскоре, однако, острова потеряли свое стратегическое значение, и построенная дорога стала использоваться для перевозки грузов и пассажиров. Последний пассажирский поезд вышел из Курессааре в октябре 1940 года, после чего сообщение было прекращено окончательно.
- консультация по туру